Preview

Теория и практика судебной экспертизы

Расширенный поиск

Категория пропаганды в лингвистической экспертизе текста

https://doi.org/10.30764/1819-2785-2017-12-2-53-65

Аннотация

Рассмотрена категория пропаганды в качестве лингвистически определяемого понятия. Показано, что, будучи термином законодательства, категория пропаганды испытывает влияние семантики слова пропаганда как единицы, принадлежащей литературному русскому языку. Предложен анализ разнообразных определений пропаганды в их исторической эволюции - от первого появления слова в русских толковых словарях до его современных словарных толкований. Проанализирована многозначность лексической единицы «пропаганда». Особое внимание уделено отличию пропаганды от других форм персуазивной коммуникации и прежде всего от рекламы, включая рекламу политическую.

Данное исследование значения слова пропаганда и особенностей его употребления позволяет объективизировать интуитивное отнесение экспертом тех или иных сообщений к категории пропагандистских.

Выделены существенные свойства пропагандистского дискурса, которые следует учитывать при проведении лингвистической экспертизы в связи с пропагандой экстремизма и терроризма. Это наличие: (1) субъекта пропаганды, (2) адресата пропаганды, (3) совокупности относительно простых непротиворечивых тезисов (описание желаемой ситуации - положения дел) и аргументов, (4) противопоставленных оценок желаемой ситуации и ее негативных альтернатив, (5) повторяющейся реализации в дискурсе указанной совокупности тезисов или ее фрагментов с идентичной или несколько модифицированной аргументацией, (6) множества текстов за определенный период времени (период пропагандистской кампании) и (7) практической возможности распространения информации среди множества лиц-адресатов.

Об авторах

А. Н. Баранов
ФГБУН Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН.
Россия

Баранов Анатолий Николаевич - доктор филол. наук, заведующий отделом ФГБУН Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, профессор НИУ «Высшая школа экономики».

Москва. 



П. Б. Паршин
Центр глобальных проблем ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»; ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет».
Россия

Паршин Павел Борисович - кандидат филол. наук, ведущий научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО МИД России, зав. кафедрой лингвистической семантики ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет».

Москва. 



Список литературы

1. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. - 352 с.

2. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов миллениума. - М.: Эксмо, 2008. - 832 с.

3. Паршин П.Б. От такого и слышу: о содержании и узусе понятия манипуляции // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Труды межд. конференции «Диалог’2003» (Протвино, 11—16 июня 2003 г.) - М.: Наука, 2003. - С. 1-5. http://www.dialog-21.ru/media/2675/parshin.pdf (дата обращения: 15.03.2016).

4. Кара-Мурза С.П Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.

5. Соловей В.Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.

6. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. - 2009. - № 2. - С. 3-21.

7. Neumeier М. The Brand Gap: Howto Bridge the Distance Between Business Strategy and Design: a Whiteboard Overview. - 2d Edition. Pearson Education (US), 2005. - 208 p.

8. Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 332 с.

9. Орлов И.Б. От какого наследства мы отказываемся? (Сущность и механизмы пропаганды) // Вопросы правоведения. - 2009. - №1. - С. 57-66

10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - Т. 2. - 1088 с.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2005. - 1210 с.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / 4-е изд., доп. М.: А Темп, 2006. - 944 с.

13. Кордуэлл М. Психология. A-Я: Словарь- справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 448 с.

14. Андерхилл Д., Барретт С., Бернелл П., Бернем П. и др. Политика. Толковый словарь. - М.: Инфра-М, 2001. -761 с.

15. Лиллекер Д.Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / пер. с англ. С.И. Остнек. - Харьков: Гуманитарный центр, 2010. - 300 с.

16. Бернейс Э. Пропаганда / пер. с англ. И. Ющенко. - М.: Hippo Publishing, 2010. - 176 с.

17. Мозолин А. Подходы к определению пропаганды: границы предметного поля // III Всероссийский социологический конгресс «Глобализация и социальные изменения в современной России» (социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 3-5 октября 2006 г.). http://www.rc-analitik.ru/file/%7B38a4548e-621c-4100-b57e-71ffbb4552e4%7D (дата обращения: 15.03.2016).

18. Почепцов Г. Г Теория и практика коммуникации. - М.: Центр, 1998. - 348 с.


Рецензия

Для цитирования:


Баранов А.Н., Паршин П.Б. Категория пропаганды в лингвистической экспертизе текста. Теория и практика судебной экспертизы. 2017;12(2):53-65. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2017-12-2-53-65

For citation:


Baranov A.N., Parshin P.B. Propaganda as a Category in Forensic Text Analysis. Theory and Practice of Forensic Science. 2017;12(2):53-65. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2017-12-2-53-65

Просмотров: 3063


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1819-2785 (Print)
ISSN 2587-7275 (Online)