Preview

Теория и практика судебной экспертизы

Расширенный поиск

Значение трудов Джованни Морелли для развития криминалистических идентификационных и диагностических исследований произведений изобразительного искусства

https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-3-105-115

Аннотация

Итальянский искусствовед XIX века Джованни Морелли (Giovanni Morelli) внес значительный вклад в теорию и практику атрибуции картин выдающихся мастеров живописи эпохи Ренессанса. Методы, основанные на глубоких познаниях в области анатомии человека и на анализе профессиональных навыков художников, оказали влияние не только на историю изобразительного искусства, но и на развитие криминалистической науки, судебной медицины, теорию психоанализа и практику психотерапии. Статья представляет анализ научного наследия Джованни Морелли для целей идентификации или атрибуции произведений изобразительного искусства, а также решения иных криминалистических задач, требующих анализа навыков и привычек человека.

Методы Морелли и возможности комплексного судебно-экспертного исследования художественных и культурных ценностей с привлечением соответствующей инструментальной базы и специальных познаний в области искусствоведения, судебной трасологии и материаловедения, а также цифровых технологий, могут существенно повысить достоверность результатов атрибуционной деятельности музеев, ученых-искусствоведов, экспертов мировых аукционных домов и коллекционеров-любителей.

Об авторе

Ш. Н. Хазиев
Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Россия

Хазиев Шамиль Николаевич – д. юр. н., доцент, главный научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения производства экспертиз в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России

Москва 109028



Список литературы

1. Frizzoni G. Arte italiana del Rinascimento. Milano: Fratelli Dumolard, 1891. 393 p.

2. Berenson B. Rudiments of Connoisseurship: Study and Criticism of Italian Art. New York: Schocken Books. 1962. 152 p.

3. Anderson J. The Life of Giovanni Morelli in Risorgimento Italy. Milano: Officina Libraria, 2019. 268 p.

4. Ginzburg K, Davin A. Morelli, Freud and Sherlock Holmes: Clues and Scientific Method // History Workshop. 1980. No. 9. P. 5–36.

5. Morell J. De regione inguinali. Dissertatio anatomica. Auctore Joanne Morell, medicinae et chirurgiae doctore. Munich: J. Rosl, 1837. 20 p.

6. Lermolieff I. Die Werke Italienischer Meister in den Galerien von Munchen, Dresden und Berlin. Ein kritischer Versuch. Leipzig: Verlag von E.A. Seemann, 1880. 500 S.

7. Lermolieff I. Kunstkritische Studien uber Italienische Malerei: Die Galerien Borghese und Doria Panfili in Rom. Leipzig: F.A. Brockhaus, 1890. 532 S.

8. Morelli G. Italian Masters in German Galleries: A Critical Essay on the Italian Pictures in the Galleries of Munich, Dresden, Berlin, by Giovanni Morelli, Member of the Italian Senate. Translated from the German by Mrs Louise M. Richter. London: George Bell and Sons, 1883. 462 p.

9. Price N., Talley K., Vaccaro A.M. Historical and Philosophical Issues in the Conservation of Cultural Heritage. Los Angeles: Getty Conservation Institute, 2016. 520 p.

10. Власов В.Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. 188 с.

11. Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс-Культура, 1994. 528 с.

12. Гинзбург К. Приметы. Уликовая парадигма и ее корни (перевод С. Козлова) // Новое литературное обозрение. 1994. № 8. С. 27–61.

13. Ginzburg C. Clues: Roots of a Scientific Paradigm // Theory and Society. 1992. Vol. 7. No. 3. P. 273–288.

14. Ginzburg C. Spurensicherung: Die Wissenschaft auf der Suche nach sich selbst. Berlin: Klaus Wagenbach Verlag, 2002. 172 p.

15. Ginzburg C. Spurensicherung. Der Jäger entziffert die Fährte, Sherlock Holmes nimmt die Lupe, Freud liest Morelli – Die Wissenschaft auf der Suche nach sich selbst. In: Spurensicherung. Über verborgene Geschichte, Kunst und soziales Gedächtnis. Berlin: Wagenbach, 1979. S. 7–44.

16. Imhofer R. Gerichtliche Ohrenheilkunde. Leipzig: Curt Kabitzsch, 1920. 266 S.

17. Lanarelli A.V. Ear Identification (Forensic Identification Series). Fremont (California): Paramont Publishing, 1989. 231 p.

18. Ненашев С.И., Хазиев Ш.Н. Тpасологические экспеpтизы нетpадиционных следов человека. Методические pекомендации. Барнаул: Алтайский государственный университет, 1990. 30 с.

19. Зинин А.М. Загадки портретов. Записки криминалиста. М.: Проспект. 2019. 160 с.

20. Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках. М.: ВШ МВД СССР, 1968. 119 с.

21. Чулахов В.К Навыки и привычки человека как источник криминалистически значимой информации. М.: ЮИ МВД России, 2000. 94 с.

22. Касимова С.Ш. О некоторых возможностях установления личности по трудовым навыкам / Труды ВНИИ ООП МООП СССР. 1967. № 10. С. 28–33.

23. Uglow L. Giovanni Morelli and His Friend Giorgione: Connoisseurship, Science and Irony // Journal of Art Historiography. 2014. No. 11. P. 1–30.

24. Ventrella F. Feminine Inscriptions in the Morellian Method. Constance Jocelyn Ffoulkes and the Translation of Connoisseurship. In: Costa M.T., Hönes H.Ch. (Eds.). Migrating Histories of Art. Berlin: De Gruyter Pub., 2018. P. 37–58. https://doi.org/10.1515/9783110491258

25. Mancini G. Considerazioni sulla pittura. Vol. 1. Roma: Accademia Nazionale dei Lincei, 1956. 346 p.

26. Mancini G. Considerazioni sulla pittura. Vol. 2. Roma: Accademia Nazionale dei Lincei, 1957. 298 p.

27. Фрейд З. Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский / Перевод с немецкого. М.: Алгоритм, 2016. 256 с.

28. Wollheim R. Giovanni Morelli and the Origins of Scientific Connoisseurship / On Art and the Mind. London: Harvard University Press, 1973. P. 177–201.


Рецензия

Для цитирования:


Хазиев Ш.Н. Значение трудов Джованни Морелли для развития криминалистических идентификационных и диагностических исследований произведений изобразительного искусства. Теория и практика судебной экспертизы. 2021;16(3):105-115. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-3-105-115

For citation:


Khaziev Sh.N. On the Significance of Giovanni Morelli’s Works for the Development of Forensic Identification and Diagnostic Study of Fine Art Objects. Theory and Practice of Forensic Science. 2021;16(3):105-115. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-3-105-115

Просмотров: 2229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1819-2785 (Print)
ISSN 2587-7275 (Online)