Современные возможности судебной психологической и комплексной экспертизы при исследовании видеозаписей процессуальных и непроцессуальных действий
https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-1-100-113
Аннотация
Рассмотрены некоторые типичные ситуации, возникающие в ходе психологического судебно-экспертного исследования видеоматериалов при необходимости установления следующих фактических данных: «признаков достоверности» сообщаемой информации, спонтанности и подготовленности речи допрашиваемого, внешнего влияния на сообщаемые сведения (показания), эмоционального состояния индивидуально-психологических особенностей допрашиваемого. Разобраны ситуации, возникающие при исследовании видеоматериалов, фиксирующих неформальную коммуникацию. Определен круг задач, для разрешения которых необходимы различные специальные знания, прежде всего в области судебной психологической и судебной лингвистической экспертизы. Экспертные задачи, возникающие при судебно-экспертном исследовании видеозаписей процессуальных и непроцессуальных действий, зависят от категории дела, значения и процессуального статуса видеозаписи в системе доказательств по делу, а также от ряда других факторов. Особое внимание уделено пределам компетенции экспертов разных специальностей, в том числе вопросам, которые на данном этапе развития науки не могут быть решены экспертным путем.
Об авторе
Т. Н. СекеражРоссия
Секераж Татьяна Николаевна – к. юр. н., доцент, заведующий лабораторией судебной психологической экспертизы
Москва 109028
Список литературы
1. Секераж Т.Н., Кузнецов В.О. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза: формы, виды, перспективы развития // Теория и практика судебной экспертизы. 2016. № 4 (44). С. 98–107. https://doi.org/10.30764/64/1819-2785-2016-4-98-107
2. Секераж Т.Н. Психологическое исследование информационных материалов: становление нового вида судебной психологической экспертизы и новой экспертной специальности // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Т. 14. № 1. С. 35–43. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2019-14-1-35-43
3. Секераж Т.Н. Экспертные ошибки при производстве судебной психологической экспертизы / Судебная экспертиза: типичные ошибки / Под ред. Е.Р. Россинской. М.: Проспект, 2012. С. 183–225.
4. Волохова Л.А., Секераж Т.Н. Производство судебных психологических экспертиз видеозаписей оперативных и следственных действий (по материалам обобщения экспертной практики) // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 4 (40). С. 88–97. https://doi.org/10.30764/64/1819-2785-2015-4-88-97
5. Гагина О.В., Кузнецов В.О. Исследование содержания аудио- и видеозаписей оперативных и следственных действий: современное состояние и перспективы развития // Теория и практика судебной экспертизы. 2014. № 1 (33). С. 45–48.
6. Гагина О.В., Кузнецов В.О., Секераж Т.Н. Психолого-лингвистическое исследование видеозаписи допроса: проблемы и возможные пути их решения // Психология и право. 2015. Т. 5. № 2. С. 93–104. https://doi.org/10.17759/psylaw.2015100207
7. Гагина О.В., Кузнецов В.О. Методика психолого-лингвистического исследования видеоматериалов процессуальных действий: влияние на содержание показаний. М.: РФЦСЭ, 2020. 52 с. https://doi.org/10.30764/978-5-91133-203-7-2020-4
8. Дозорцева Е.Г., Красавина А.Г. Правила проведения допросов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений: изменения в следственной практике // Культурноисторическая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 23–31. https://doi.org/10.17759/chp.2017130304
9. Абрамкина Е.Е. Автороведческая экспертиза протокола допроса: основные особенности и методика анализа // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 415. С. 158–163. https://doi.org/10.17223/15617793/415/22
10. Смирнова С.А., Макушкин Е.В., Аснис А.Я., Васкэ Е.В., Дозорцева Е.Г., Сафуанов Ф.С., Шишков С.Н., Шипшин С.С., Ошевский Д.С., Бердников Д.В., Секераж Т.Н., Калинина А.Н. Информационное письмо «О неправомерности определения достоверности показаний путем судебной экспертизы» // Теория и практика судебной экспертизы. 2016. № 3 (43). С. 64–73. https://doi.org/10.30764/64/1819-2785-2016-3-64-73
11. Смирнова С.А., Усов А.И. Повышение научной обоснованности методического обеспечения судебной экспертизы – один из важных международных трендов // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Т. 12. № 2. С. 11–17. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2017-12-2-11-17
12. Васкэ Е.В. Методика психологического взаимодействия следователя с несовершеннолетним при допросе. Практические пособие. Н. Новгород: СУ СК РФ по Нижегородской обл., 2013. 82 с.
13. Васкэ Е.В. К вопросу об участии специалиста-психолога в подготовке и проведении допроса несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия // Психология и право. 2012. Т. 2. № 2. https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52072.shtml
14. Карпова А.В., Михайлова Ю.А., Чижова Д.С. Возможности психологического анализа показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве // Психология и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 174–186. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090413
15. Хитина М.В. Дифференциация спонтанной (неподготовленной) и подготовленной устной речи. Методическое письмо для экспертов. М.: РФЦСЭ, 2003. 52 с.
16. Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России / Под ред. Т.П. Москвиной. М.: Антидор, 2004. 501 с.
17. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: МГУ, 1979. 320 с.
18. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 3-е изд. М.: Смысл, СПб.: Лань, 2003. 287 с.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. 3-е изд., стер. М.: URSS, 2005. 211 с.
20. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Феникс, 1989. 358 с.
21. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. 112 с.
22. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск: ДГУ, 1975. 132 с.
23. Долинин К.А. Спонтанность – не спонтанность как стилистическая характеристика / Стилистика французского языка. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. С. 242–263.
24. Walsh D., Oxburgh G., Redlich A., Myklebust T. (eds). International Developments and Practices in Investigative Interviewing and Interrogation. London: Routledge, 2017. 318 p. https://doi.org/10.4324/9781315769677
25. Oxburgh G., Myklebust T., Grant T., Milne R. (eds). Communication in Investigative and Legal Contexts: Integrated Approaches from Forensic Psychology, Linguistics and Law Enforcement. Wiley-Blackwell, 2015. 402 p.
26. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Юрлитинформ, 2001. 352 c.
27. Ратинов А.Р., Ефимова Н.И. Психология допроса обвиняемого. Методическое пособие. М.: ВНИИ проблем укрепления правопорядка, 1988. 114 с.
28. Васкэ Е.В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия. М.: Генезис, 2014. 312 с.
29. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей. Методическое пособие. М.: ВИИПРМПП, 1984. 34 с.
30. Melinder A., Scullin M., Gravvold T., Iversen M. The Stability and Generalizability of Young Children’s Suggestibility over a 44-month Interval // Psychology, Crime & Law. 2007. Vol. 13. No. 5. P. 459–468. https://doi.org/10.1080/10683160601092997
31. Andrews S.J., Lamb M.E., Lyon T.D. The Effects of Question Repetition on Responses When Prosecutors and Defense Attorneys Question Children Alleging Sexual Abuse in Court // Law and Human Behavior. 2015. Vol. 39. No. 6. https://doi.org/10.1037/lhb0000152
32. Kebbell M., Deprez S., Wagstaff G. The Direct and Cross-Examination of Complainants and Defendants in Rape Trials: A Quantitative Analysis of Question Type // Psychology, Crime & Law. 2002. Vol. 9. No. 1. P. 49–59. https://doi.org/10.1080/10683160308139
33. Craig T. Memory Conformity and Suggestibility // Psychology, Crime and Law. 2013. Vol. 19. No. 7. P. 565–575. https://doi.org/10.1080/1068316X.2011.648637
34. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Донецк: Сталкер, 1998. 432 с.
35. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания. Пособие для врачей. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского Минздрава России, 1996. 20 с.
36. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспретиза. Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт., 2017. 309 с.
37. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. Минск: Университетское, 1991. 196 с.
38. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
39. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
40. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
41. Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / International Perspectives on Early Childhood Education and Development. Vol. 22. Springer, 2018. 287 p. https://doi.org/10.1007/978-981-10-6484-5
42. Нуцкова Е.В. Диагностическая и экспертная оценка психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в отношении девочек // Психология и право. 2018. Т. 8. № 4. С. 75–98. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080408
Рецензия
Для цитирования:
Секераж Т.Н. Современные возможности судебной психологической и комплексной экспертизы при исследовании видеозаписей процессуальных и непроцессуальных действий. Теория и практика судебной экспертизы. 2021;16(1):100-113. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-1-100-113
For citation:
Sekerazh T.N. Current Capacities of Forensic Psychological and Comprehensive Analysis When Examining Footage of Procedural and Non-Procedural Actions. Theory and Practice of Forensic Science. 2021;16(1):100-113. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-1-100-113