Preview

Теория и практика судебной экспертизы

Расширенный поиск

Определение адресованности побуждения в экстремистских материалах (на примерах из интернета)

https://doi.org/10.30764/1819-2785-2019-14-3-34-39

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены особенности реализации адресованности при определении признаков побуждения в экстремистских материалах – текстах комментариев к статьям, видеороликам, аудиозаписям и т.  д. в интернете. Использованы методы лингвистического анализа: лексико-семантического, стилистического, семантического, коммуникативнопрагматического. В результате исследования лингвистических признаков побуждения выявлены следующие формы выражения категории адресованности: 1) через обращение к определенному собеседнику (к конкретному лицу, группе лиц); 2) посредством компонентов коммуникативной ситуации в целом: направленность на массового, публичного адресата и даже на самого себя, которое трансформируется и ориентируется уже и на свою группу. Отмечены сложные случаи реализации адресованности в текстах с выраженной или скрытой игрой языка. Показано, что определение адресованности значимо при выявлении лингвистических признаков значения «побуждение», от него зависит цель высказывания (текста). Адресованность тесно связана с видом побуждения: прямым/непрямым, эксплицитным/имплицитным. Для выявления лингвистических признаков значения «побуждение» необходимо проведение многоаспектного анализа, учитывающего общую коммуникативную ситуацию, категорию адресованности и ее реализацию в высказывании.

Об авторе

Т. В. Бердникова
Федеральное бюджетное учреждение Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации
Россия
Бердникова Татьяна Владимировна – к. филол. н., доцент, заведующая отделом по производству экспертиз и экспертных исследований по делам, связанным с проявлением экстремизма


Список литературы

1. Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения судебной психологолингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: РФЦСЭ, 2014. 98 с.

2. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet // Флогистон. 27.05.2007. http://flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko/

3. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40. № 4. С. 356–367.

4. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (о двух моделях коммуникации в системе культуры) / Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 159–165.

5. Гольдин В.Е. Обращение: теоретические проблемы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 127 с.

6. Shuy R.W. The Language of Defamation Cases. New York: Oxford University Press, 2010. 258 p.


Для цитирования:


Бердникова Т.В. Определение адресованности побуждения в экстремистских материалах (на примерах из интернета). Теория и практика судебной экспертизы. 2019;14(3):34-39. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2019-14-3-34-39

For citation:


Berdnikova T.V. The Problem of Detecting Incitement in Extremist Content (Using Examples from the Internet). Theory and Practice of Forensic Science. 2019;14(3):34-39. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2019-14-3-34-39

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1819-2785 (Print)
ISSN 2587-7275 (Online)