Формирование расчетно-аналитических систем определения стоимости товарного знака в рамках финансово-экономических экспертиз
https://doi.org/10.30764/1819-2785-2025-2-92-104
Аннотация
Статья посвящена методологии определения стоимости товарного знака, принадлежащего компании, как нематериального актива.
Цель исследования – основываясь на балансовых показателях, а также показателях ликвидности и чистой прибыли компании, предложить новый методологический подход, с помощью которого можно наиболее корректно оценить стоимость товарного знака, принадлежащего компании.
Задача исследования – в рамках финансово-экономических экспертных исследований внедрить новые расчетно-аналитические системы в методологию определения стоимости товарного знака, принадлежащего компании.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения взаимосвязанных аналитических механизмов для определения размера роялти и ставки дисконтирования, а также оценки критериев их практического применения.
Показано, что в расчетно-аналитической системе, построенной для определения стоимости товарного знака, размер роялти можно получить из стоимости операционной маржи, соотнеся среднюю арифметическую величину прироста стоимости за предыдущие годы показателя «Чистая прибыль» со средней арифметической величиной стоимости за предыдущие годы показателя «Выручка от реализации». Предложено определять ставку дисконтирования в рамках кумулятивной модели суммированием надбавок по факторам риска и формированием новой расчетно-аналитической системы распределения премии за риск с предварительно выбранным максимальным процентным пунктом. Данный подход позволяет предположить, какой уровень риска будет в этой системе с точки зрения обеспечения показателя «Среднее арифметическое прироста» по чистой прибыли.
Об авторе
К. О. МамиконянАрмения
Мамиконян Карен Оганесович – к. э. н., доцент, начальник отдела координации научных исследований и технического апробирования, эксперт отдела Экономических и бухгалтерских экспертиз
Ереван 0004
Список литературы
1. Белоушко Т.В. Функции товарных знаков // ГлаголЪ правосудия. 2013. № 1 (5). С. 35–37.
2. Дмитриева Е.О., Дмитриев О.В. Проблемы правоприменения в отношении особых («нетрадиционных») товарных знаков и знаков обслуживания // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2019. Т. 16. № 1. С. 79–91.
3. Черкашина Т.А., Кабайкина В.О. Оценка рыночной стоимости товарного знака предприятия в системе информационного обеспечения устойчивого развития экономики // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. С. 750–757. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.20.21.015
4. Рыбкина М.В. О защите интеллектуальных прав в Российской Федерации // Мир экономики и права. 2015. № 4. С. 52–58.
5. Пирогова О.Е., Павлова С.В. Подходы к оценке стоимости товарных знаков на основе учета стадий жизненного цикла бренда // Международный научный журнал. 2021. № 6 (81). С. 39–45.
6. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Медведев В.М., Фадеев А.С., Шестов А.В. и др. Методология оценки нематериальных активов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7. № 1. https://doi.org/10.15862/95EVN115
7. Плясова С.В. Применение метода освобождения от роялти для оценки стоимости интернет-сайта организации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 1 (136). С. 54–63.
8. Мамиконян К.О. Экспертиза и оценка активов. Учебно-методическое пособие. Ереван, 2023. 223 с.
9. Reilly R.F., Schweihs R.P. Guide to Intangible Asset Valuation. 2nd ed. New York: Wiley, 2016. 784 p.
10. Мамиконян К.О. Пути совершенствования методологии финансово-экономической экспертизы: методическое пособие. LAMBERT Academic Publishing, 2019. 79 с.
11. Bulgarelli F. Methods of Brand Valuation: A Case Study on Alibaba.com. HEC Paris, 2015. 69 p.
12. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности // Московский оценщик. 2001.
13. Мамиконян К.О. Особенности оценки рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности при проведении судебных экспертиз // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Т. 14. № 2. С. 128–135. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2019-14-2-128-135
14. Nielsen J.M. Guidance for Applying the Relief from Royalty Method to Value Trademarks and Trade Names // Insights. 2018. P. 52–58.
15. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Принципы и подходы к оценке интеллектуальной собственности и нематериальных активов: учебное пособие для вузов. М.: Ринфо, 2003. 270 с.
16. Оценка бизнеса: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2009. 734 с.
17. Бурмистров А.Н., Павлова С.В. Возможные подходы к оценке товарных знаков при коммерциализации продуктовых инноваций // Вопросы экономики и права. 2018. № 6 (120). С. 127–132.
18. Reilly R.F., Schweihs R.P. Valuing Intangible Assets. New York: McGraw-Hill, 1998. 518 p.
19. Мамиконян К.О. Подходы оценки рыночной стоимости компании методом дисконтирования будущих денежных потоков при проведении финансово-экономических экспертиз // Проблемы и вопросы современной науки. Тенденции развития науки и образования. 2018. № 1 (1). Ч. 4. С. 22–29. https://doi.org/10.18411/pivsn-58
20. Хитчнер Д.Р. Оценка стоимости нематериальных активов / Под науч. ред. В.М. Рутгайзера; пер. Л.И. Лопатников, О.В. Куракина. М.: Омега-Л: Маросейка, 2008. 144 с.
21. Carpentier Ch. How to Value Brands Correctly? A Case Study on Adidas. HEC Paris, 2014. 87 p.
22. Бричка Е.И. Методы определения ставки дисконтирования в оценке стоимости интеллектуальной собственности венчурного предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 28 (214). C. 36–43.
23. Чихирников А.М. Определение ставки дисконтирования методом кумулятивного построения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 86–90.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Мамиконян К.О. Формирование расчетно-аналитических систем определения стоимости товарного знака в рамках финансово-экономических экспертиз. Теория и практика судебной экспертизы. 2025;20(2):92-104. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2025-2-92-104
For citation:
Mamikonyan K.H. Formation of Calculation and Analytical Systems for Trademark Valuation as Part of Financial and Economic Expertise. Theory and Practice of Forensic Science. 2025;20(2):92-104. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2025-2-92-104