Preview

Теория и практика судебной экспертизы

Расширенный поиск

Исследование спонтанности и подготовленности звучащей речи в судебной экспертизе: к постановке проблемы

https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-4-6-11

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые подходы к изучению спонтанности и подготовленности речи как в области лингвистики, так и в судебной экспертизе.

В лингвистике выделяются два направления изучения спонтанности и подготовленности звучащей речи: исследование речевого потока в целом и анализ речи по уровням языка. В первом случае основное внимание уделяется онтогенезу речевого мышления, формированию коммуникативной компетенции человека, а также механизмам порождения речи. При поуровневом анализе устной речи ведущее значение имеет изучение фонетического уровня языка, на других языковых уровнях исследование представлено несистемно.

В практике производства судебной экспертизы определены градации звучащей речи по критерию «подготовленная речь – неподготовленная речь». Установлены параметры, которые учитываются в исследовании звучащей речи при выявлении признаков ее подготовленности и спонтанности: тип (форма) речи; жанр, в котором производится речь; возраст говорящего; уровень образования, профессиональная деятельность и социальный статус говорящего; параметры коммуникативной ситуации: адресат и адресант, отношения между говорящим и слушающим, тональность общения, цель, средства общения, место общения и др.; характер коммуникации.

Предпринята попытка разработки возможных направлений исследования звучащей речи на предмет определения ее спонтанности и подготовленности.

Об авторе

Т. В. Бердникова
Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Россия

Бердникова Татьяна Владимировна – к. филол. н., доцент, главный государственный су- дебный эксперт отдела лингвистической экспертизы

Москва 109028



Список литературы

1. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика: учеб. пособие. М.: Лабиринт, 2007. 220 с.

2. Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика. Становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. 318 с.

3. Седов К.Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М.: Изд. дом ЯСК, 2016. 438 с.

4. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи // Иностранные языки в школе. 1965. № 4. С. 136–144.

5. Венцов А.В., Слепокурова Н.А., Снюгина Е.А. Особенности паузации спонтанного и прочитанного текстов // Пятый междисциплинарный семинар «Анализ разговорной русской речи» (АР3 – 2011) (Санкт-Петербург, 25–26 августа 2011 года) / Сост. А.Л. Ронжин. СПб.: ГУАП, 2011. С. 27–32.

6. Степанов А.С. Просодические исследования спонтанной речи. М.: Просвещение, 2001. 189 с.

7. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983. 240 с.

8. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика / Под ред. О.Б. Сиротининой. 2 изд., стер. М.: УРСС, 2003. 256 с.

9. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 80 с.

10. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. 2-е изд., стер. М.: Азбуковник, 2003. 377 с.

11. Исаева А.А. Маркеры дифференциации спонтанной и подготовленной речи // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4. С. 37–48. https://doi.org/10.17308/lic.2020.4/3078

12. Малов Е.М., Горбова Е.В. Дискурсивные слова в русской разговорной речи (на материале анализа спонтанной разговорной речи) // Первый междисциплинарный семинар «Анализ разговорной русской речи» (АРЗ – 2007) (Санкт-Петербург, 29 августа 2007 года) / Сост.: А.Л. Ронжин, И.А. Кагиров. СПб.: Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук, 2007. С. 31–36.

13. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 255 с.

14. Гальперин И.Р. Грамматические категории текста (опыт обобщения) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т. 36. № 6. С. 522–532.

15. Гельгардт Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах. К общей теории высказывания // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Калинин: КГУ, 1971. Т. 2. № 1. С. 28–153.

16. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: ЛКИ, 2007. 176 с.

17. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. 2 изд., стер. М.: УРСС, 2003. 398 с.

18. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: УРСС, 2007. 317 с.

19. Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: cистема, зоны употребления, функции / Под ред. О.Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. М.: УРСС, 2006. 192 с.

20. Хитина М.В. Дифференциация спонтанной (неподготовленной) и подготовленной устной речи. Методическое письмо для экспертов. М.: РФЦСЭ, 2003. 52 с.

21. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения: Монография / Под ред. М.В. Горбаневского. М.: СТЭНСИ, 2003. 236 с.

22. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Русские речевые жанры. М.: Изд. дом ЯСК, 2022. 832 с.

23. Brian L. Cutler. Encyclopedia of Psychology and Law. Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc, 2007. 1008 p.


Рецензия

Для цитирования:


Бердникова Т.В. Исследование спонтанности и подготовленности звучащей речи в судебной экспертизе: к постановке проблемы. Теория и практика судебной экспертизы. 2023;18(4):6-11. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-4-6-11

For citation:


Berdnikova T.V. The Study of Spontaneity and Preparedness of Oral Speech in Forensic Linguistics: To the Formulation of the Problem. Theory and Practice of Forensic Science. 2023;18(4):6-11. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-4-6-11

Просмотров: 866


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1819-2785 (Print)
ISSN 2587-7275 (Online)