Выявление признаков экстремистской организации «АУЕ»: лингвокриминологические и социально-психологические аспекты
https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-2-68-77
Аннотация
В ряде интернет-источников, включая материалы Википедии, и даже в некоторых научных работах преуменьшается роль организации АУЕ («Арестантско-уркаганское единство» или «Арестантский уклад един»). Данное явление сводится исключительно к шалостям подростков 13–17 лет, которые всего лишь играют в воровскую среду, подражая ей по форме, а не по сути. Из подобных пояснений невозможно понять, почему организации АУЕ была объявлена экстремистской, деятельность ее запрещена на государственном уровне. Также остаются неясными общественная опасность объединения АУЕ и его вредоносное влияние на адаптивные процессы личности при взаимодействии с социумом.
Рассмотренные материалы доказывают, что движение АУЕ весьма деструктивно. В статье раскрываются истоки, принципы существования запрещенной организации, особенности ее структуры, представлен расширенный перечень критериев данного преступного экстремистского сообщества, приводятся примеры характерных слов и выражений, являющихся маркерами принадлежности к организации АУЕ.
Выявленные авторами специфические признаки принадлежности граждан, их социальной и речевой деятельности к АУЕ-сообществу способствуют квалифицированию спорных материалов и текстов как экстремистских, могут использоваться представителями правоохранительных органов и специалистами, имеющими отношение к выявлению таких фактов.
Об авторах
Е. Н. РядчиковаРоссия
Рядчикова Елена Николаевна – д. филол. н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания, эксперт Центра экспертиз
Краснодар 350040
Е. А. Белан
Россия
Белан Елена Альбертовна – д. психол. н., доцент кафедры философии, теологии и религиоведения
Краснодар 350040
Список литературы
1. Тирских А.А. Преступная идеология: понятие, содержание и меры противодействия // Российский следователь. 2009. № 3. С. 30–32.
2. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 572 с.
3. Bell Ch., Kinzel A., Akakpo Y. Continuity of the “Code”: A Review of the Subcultures and Informal Social Norms in Prisons, Streets, and Schools. Sociology Compass. 2022. Vol. 16. No. 8. P. 1–14. https://doi.org/10.1111/soc4.13010
4. Клейберг Ю.А. Подростково-молодежное криминальное движение «А.У.Е.»: феноменология и психолого-криминологическая характеристика // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (50). С. 139–143. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.1.139
5. Зарубина К.А. Движение «АУЕ» как криминальное явление, детерминирующее развитие профессиональной преступности: сущность и способы борьбы // Сибирский юридический вестник. 2021. № 2 (93). С. 72–79. https://doi.org/10.26516/2071-8136.2021.2.72
6. Милюков С.Ф. Пути борьбы с экономическим хищничеством: истинные и ложные // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XIV Международной научно-практической конференции (Москва, 26–27 января 2017 г.). М.: Оригинал-макет, 2017. С. 649–652.
7. Behan C., Stark A. Life, Culture and Adaptation in Prison. Prisons and Imprisonment: An Introduction. Cham: Palgrave Macmillan, 2023. P. 75–92. https://doi.org/10.1007/978-3-031-09301-2_5
8. Solbakken L.E., Wynn R. Barriers and Opportunities to Accessing Social Support in the Transition from Community to Prison: a Qualitative Interview Study with Incarcerated Individuals in Northern Norway. BMC Psychology. 2022. Vol. 10. No. 185. P. 1–11. https://doi.org/10.1186/s40359-022-00895-5
9. Давыдов А. Гопота версии 2.0: кто такие АУЕшники и что о них стоит знать // Royal Cheese. 14.05.2019. https://royalcheese.ru/people/gopota-versii2-0-kto-takie-aueshniki-i-chto-o-nih-stoit-znat
10. Хасуев А.Э. Молодежная субкультура «АУЕ» в России // Вестник современных исследований. 2018. № 10.6 (25). С. 83–85.
11. Зугумов З.М. Русскоязычный жаргон. Историко-этимологический, толковый словарь преступного мира. М.: Книжный мир, 2015. 728 с.
12. Чирун С.Н. Молодежное «АУЕ» как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 49–65. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.03
13. Агарков А.В., Шиков А.А. Оперативно-розыскное документирование деятельности лидеров уголовной среды и членов экстремистской организации «АУЕ» // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16. № 1 (57). С. 77–86. https://doi.org/10.46741/2686-9764.2022.57.1.008
14. Десюн А.С. АУЕ как экстремистское движение // Вестник СевКавГТИ. 2017. № 4 (31). С. 132–134.
15. Орлов В.В. Психологические особенности внутри- и межгруппового общения в структурах экстремистского движения АУЕ // Антропогогика. 2022. № 3 (7). С. 152–158.
16. Ситникова М.П. Экстремистское движение АУЕ: сущность и меры противодействия // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 2 (3). С. 51–58. https://doi.org/10.51635/27129926_2021_2_51
17. Шиков А.А., Тофт Е.А. Совершенствование противодействия распространению АУЕидеологии в учреждениях ФСИН России // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2021. № 4 (30). С. 46–50.
18. Юсупов Р.А., Громов В.Г. Сущность и детерминанты АУЕ // Право и правоохранительная деятельность: Материалы IV Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, аспирантов (Саратов, 28 апреля 2017 г.). Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 234–236.
Рецензия
Для цитирования:
Рядчикова Е.Н., Белан Е.А. Выявление признаков экстремистской организации «АУЕ»: лингвокриминологические и социально-психологические аспекты. Теория и практика судебной экспертизы. 2023;18(2):68-77. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-2-68-77
For citation:
Ryadchikova E.N., Belan E.A. Identifying the Signs of the AUE Extremist Organization: Linguo-Criminological and Socio-Psychological Aspects. Theory and Practice of Forensic Science. 2023;18(2):68-77. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-2-68-77